Версия для слабовидящих
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»МБДОУ Новопортовский детский сад

«Теремок»

Общая информация
«Мямлики» или гипоактивные дети»

31 мая 2018

«Мямлики» или гипоактивные дети»

«Мямлики» или гипоактивные дети»«Ну, давай скорее! Сколько раз повторять?! Все уже оделись! Ждём одного тебя! Считаю до трёх... Останешься в группе один!»

Иногда можно слышать такие уговоры и крики во время сбора на прогулку, переодевания на физкультуру и т.д. Нарастающее раздражение взрослого, сердитые окрики - всё разбивается о неторопливость ребёнка и не даёт ни малейшего эффекта. Малыш только ещё ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, всё глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует всё медленнее и медленнее. И никак не одевается носок, не застёгиваются пуговицы, а когда, наконец, долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок одет пяткой вверх, ботинок – не на ту ногу, а пуговицы застёгнуты криво.

Дальнейшее зависит от темперамента взрослого: кто-то, сокрушённо вздохнув: «Ох, ты, горе моё», - одевает ребёнка сам; кто-то криками и угрозами пытается заставить его переделать всё заново самостоятельно. Но настроение надолго испорчено у обоих: ребёнок сознаёт свою неполноценность, да ещё перед лицом всей группы.

Ежедневно повторяясь, такие сцены ведут к постоянным конфликтам, росту внутреннего напряжения у ребёнка, а нередко и его невротизации.

Замедленная реакция на просьбы взрослого, да и вообще любые раздражители, трудность отвлечения и переключение внимания с одного дела на другое, неумение выполнять одновременно два простых дела (хотя бы одеваться и в то же время разговаривать), медлительность за едой, крепкий длительный сон, вялость – всё это показатели, характеризующие «замедленного», гипоактивного ребёнка.

Это вовсе не результат неправильного воспитания, упрямства или иной злонамеренности со стороны ребёнка, а особенность его психического развития, точнее показатель нарушения этого развития, его дисфункции.

Причинами подобной минимальной мозговой дисфункции (ММД) могут быть кислородное голодание головного мозга ребёнка ещё в период внутреннего развития; токсикозы у беременной матери, инфекции, перенесённые ею в этот период, особенно заболевания, связанные с нарушением деятельности кровеносной системы, печени, почек; постоянные либо разовые воздействия отравляющих веществ (ядов, табака, алкоголя, лакокрасочной продукции, некоторых лекарств) или неблагоприятных физических факторов (радиация, вибрация и т.п.); родовые травмы, асфиксия и задержки дыхания у самого новорождённого, а так же ранние травмы головы. Всё это нередко приводит к появлению ММД, и ребёнок рождается либо «шустриком» (гиперактивным), или «мямликом» (гипоактивным).

У ребёнка с гиподинамическим синдромом повреждены подкорковые структуры головного мозга, слаба стимуляция мозговых структур, он заторможен и вял. Его приходится тормошить, стимулировать извне, чтобы привлечь его внимание к чему-либо или побудить что-то сделать.

Часто такие дети и физически ослаблены, имеют лишний вес, у них плохо развита координация движений. Со сверстниками «мямлики» играют редко, так как не успевают за ходом игры, да и не очень интересуются общими играми. Хотя надо отметить, что интеллектуальное развитие гипоактивных детей не страдает: они бывают умны, наблюдательны, у них рано развивается и преобладает наглядно-образное, логическое и вербальное мышление. Но, к сожалению, это трудно заметить в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, где эти дети не успевают за другими, односложно и вяло отвечают на вопросы и производят впечатление гораздо более «тупых» чем они на самом деле.

Педагог должен помнить, что «замедленный» ребёнок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком, но никоим образом не ускорят работу его мозговых структур. Воспитатели должны прежде всего заинтересовать ребёнка, только в этом случае возможен положительный результат. При этом для поддержания быстро гаснущего интереса необходимы постоянный пример и постоянное содействие взрослого.

С ребёнком играют в игры, способствующие повышению активности (в доступном ему темпе). Но не стоит включать малыша в игры соревновательного типа, где он заранее обречён на неудачу. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить его за те успехи, которые он сможет сравнить со своими собственными результатами: «Вот сегодня уже лучше, быстрее вышло, чем вчера», «Вот ты уже и научился быстро есть» и т.д.

Замедленным детям требуется постоянная ненавязчивая помощь взрослого, участие и сочувствие. Они, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убеждённость в том, сто всё получается хорошо.

Если такой дошкольник не может справиться с заданием, то это вовсе не значит, что он не знает, что и как нужно делать. Скорее всего, он просто не решается приступить к заданию, опасаясь неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он почти наверняка сделает всё сам, так как важнее всего ощущение, что он не один, что, оглянувшись, он получит одобрение и поддержку. Если же ругать и одёргивать, подгонять и торопить такого ребёнка, то он откажется от любых действий.

Необходимо помнить, что психофизические особенности гипоактивных детей определяют не только посильный темп выполнения задания, но и специфическую тактику его выполнения. При этом большая часть времени уходит на то, что ребёнок продумывает последовательность действий, пытается подробно их себе представить и лишь, потом решается реализовать. Именно это часто раздражает нетерпеливых взрослых, не представляющих, о чём так долго размышляет «мямлик» и почему ничего не делает.

Для большинства обычных детей доступнее пооперационный способ выполнения задания или решения задачи. Но особенности решения ребёнка-флегматика иногда позволяют ему выбирать более совершенный способ, хотя он и не может объяснить, как он это сделал. В этом случае помогают вопросы взрослого: «Да, правильно. Ты хорошо сделал. А как ты узнал? Ты сам понял? А как ты думал?» Такое «проговаривание» помогает ребёнку закрепить в уме и вербально обосновать проделанные действия.

Способность гипоактивных детей к действиям «в уме» - важная и полезная черта, и не надо переучивать её на принятый в детских садах пооперационный способ выполнения задания по образцу, показанному взрослым. Вполне допустимо показать ребёнку общепринятый способ и научить в случае необходимости им пользоваться, но если у него не получается, то достаточно, чтобы ребёнок действовал по-своему и только мог объяснить ход собственных мыслей и последовательность действий.

Очень часто некоторые элементы медлительности связаны с наследственным флегматическим темпераментом. В этом случае они не являются последствия мозговой дисфункции, а представляют собой вариант нормального развития.

Задача воспитателя – объяснить родителям, что дети бывают разные и нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Маме, если она приложит некоторые усилия и наберётся терпения, всё же легче выдержать медлительность ребёнка, помочь ему, вселить в него уверенность в себе, чем малышу переносить постоянный крик и упрёки в том, что он не такой, как все. В конце концов, самые вдумчивые, разумные, надёжные и спокойные люди, способные, хоть и неторопливо, но настойчиво, добиваются своей цели, вырастают именно из флегматичных, замедленных детей. Но при одном условии – если им не мешать развиваться в своём темпе.

Таким образом, следует внимательно разобраться в том, какие причины лежат в основе медлительности, гиподинамичности ребёнка. Если он вял, заторможен, сонлив, малоэмоционален, страдает вегетососудистыми расстройствами, связанными с нарушениями деятельности парасимпатической нервной системы (бледность, вялые, холодные, часто синюшные влажные руки, небольшие зрачки, плохой аппетит, избыточный вес), если у него длительные трудности с произношением («каша во рту»), плохо развита мелкая моторика рук, - можно предполагать выраженную мозговую дисфункцию и посоветовать родителям постоянно поддерживать контакт с детским неврологом, одновременно усиленно занимаясь с ребёнком.

Если же медлительность проявляется как свойство флегматичного темперамента и не сопровождается перечисленными симптомами, а скорее относится к характерологическим особенностям, то занятия с ребёнком тоже необходимы, но никакой патологии здесь нет, и родителям бывает достаточно понять и принять характер ребёнка, помочь ему обрести уверенность в себе. Флегматики отличаются упорством, стремлением довести дело до конца (что часто недоступно ребёнку с ММД), у них сильные и очень стойкие интересы, большое терпение, трудолюбие, они умеют сами рассчитать силы, необходимые для достижения цели. Такие дети редко имеют много друзей, они самодостаточны и относительно мало страдали бы из-за своего отличия от других, если бы не постоянные окрики и упрёки нетерпеливых родителей. Эти особенности ребёнка-флегматика следует просто учитывать и подстраиваться к ним. Объединённые усилия психолога ДОУ, педагогов группы и родителей обязательно помогут замедленному ребёнку найти своё место в обществе других детей и жить спокойно и счастливо.

Подготовила: педагог психолог Четверикова Е.Н.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *