Версия для слабовидящих
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»МБДОУ Новопортовский детский сад

«Теремок»

Общая информация
Использование ФЭМП в развитии музыкальных способностей у дошкольников

10 мая 2018

Развитие математических способностей у дошкольников в современном мире приобретает всё актуальное значение. В связи с этим возникает вопрос как обеспечить математическое развитие дошкольников средствами музыкального воспитания.

Даже в древности музыка и математик были неразрывно связана друг с другом и составляли одну область человеческого знания. Древние философы утверждали, что музыка математичка, а математика музыкальна. Именно в музыке обнаружена была Пифагором связующая роль числа в природе. И математика обогатила основ музыкального построения – музыкальные гаммы.

В музыке как и математике существуют такие понятия:

  • Доля (половинная, четвертная, целая, восьмая, шестнадцатая);
  • Размер (в математик – это счёт, в музыке – длительность);
  • Римские и арабские цифры;
  • Расстояние (в математике – интервал во времени, в градусах, в музыке – интервал – это сочетание двух звуков);

Названия интервалов в переводе на русский язык обозначают:

  • Прима – один
  • Секунда – два
  • Терция – три
  • Кварта – четыре
  • Квинта – пять
  • Секста – шесть
  • Септима – семь
  • Октава – восемь

В музыке существуют противоположности

  • Медленно – быстро, (темп);
  • Короткое – длинное (произведение, звук);
  • Высокий– низкий (регистр);
  • Легато (плавное исполнение) – стаккато (короткое, отрывистое).

Противоположности существуют и в математике:

  • Отрицательно число – положительное;
  • Сложение – вычитание;
  • Делитель – кратное;
  • Плюс – минус;
  • Умножении – деление;
  • Прямая – кривая.

Многие выдающиеся музыканты блистали математическими способностями: Композитор Эдисон Денисов, преподавал математику в Томском университете, выдающийся виолончелист К. Давыдов закончил физико- математически факультет и имел блистательные способности к прикладной математике.

Основой математических знаний является счёт. На непосредственной образовательной деятельности музыки - это распевки, музыкально- речевые игры, скороговорки, считалки. В считалках числа встречаются намного чаще и в изобилии. Музыкальные считалки превращаются в песенки, и так даже становится интересной для ребят.

Через музыкально- дидактические игры на развитие чувства ритма способствуют развитию математических представлений например «Курочка, петушок и цыплёнок» ребята знакомятся со звуками низкий – высокий и по длительности короткий и длинный.

Посредством музыкально- подвижных игр «Бабочки» воспитанники второй младшей группы закрепляют знания цвета. В старших группах игры «Займи место», учит детей двигаться в заданном направлении и определять пространственные направления.

Подвижная музыкальная игра “Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Во время занятий разучиваются математические песнио геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и другие.

Математика конечно трудная наука, и дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, помочь освоить общие закономерности.

И в этом может помочь музыка.

«Считалки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Научились мы считать.

Ну а дальше мы не знаем,

Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,

Семь – мы помогаем всем,

Восемь – мы друзей в беде не бросим.

Девять – учимся на пять,

Десять – кончили считать.

****

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один!

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Три, шесть, девять –

Полно спать!

Солнышко давно уж встало,

Нам пора идти гулять!

 

Литературные источники:

  • Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов; Рос. акад. наук; Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377 с.
  • Щербакова, Е И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для ст-тов дошк. отд-ий и фак-тов сред. пед. учеб. завед. / Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 2000. - 272с.

 

Музыкальный руководитель Казанцева А.И.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *