Версия для слабовидящих
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»МБДОУ Новопортовский детский сад

«Теремок»

Общая информация
Формирование элементарных математических представлений через художественно-эстетическое развитие

16 апреля 2018

Формирование элементарных математических представлений через художественно-эстетическое развитие

Интеграция разных видов детской деятельности – основополагающийпринцип развития современного дошкольного образования. Именно она должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Таким образом, если интегрировать формирование математических представлений с изобразительной деятельностью, то в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной деятельности детей и педагога в условиях дошкольного учреждения будет происходить постоянное и непрерывное формирование элементарных математических представлений у детей.

В основе изобразительной деятельности лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы. Так как у дошкольников тип мышления наглядно-образный и наглядно-действенный, то они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, услышать, потрогать и так далее. Абстрактные же понятия, такие, как цифры, счет, количество, время, увидеть нельзя, в руки не возьмешь; поэтому их детям надо преподносить через конкретный образ, в чем нам и помогает изобразительная деятельность.

Раздел «Познание» тесно связан с разделом «Художественно-эстетическое развитие» и помогает решать задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия.

Также во всех видах изобразительной деятельности развиваются и закрепляются измерительные навыки. Мы обращаем внимание на количество частей и необходимый размер куска пластилина или полоски бумаги. Отвечая на вопрос: «Как можно получить предмет той или иной формы?», дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет.

Важной задачей изобразительной деятельности является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Это особенно хорошо просматривается на примере аппликации.

Формирование элементарных математических представлений через художественно-эстетическое развитие Формирование элементарных математических представлений через художественно-эстетическое развитие

В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого, и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Занятия по художественно-эстетическому развитию детей затрагивают все разделы формированияэлементарных математических представлений.Например:

1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. Темы занятий: «На лесной полянке выросли грибы», «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду», «Домики трех поросят», «Яблоки и ягоды», «Корзина с грибами»,

2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).Темы занятий: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Большие и маленькие ели», «Птицы синие и красные», «Большие и маленькие бокальчики», «Фрукты для игры в магазин»,

3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. Темы занятий: «Дома на нашей улице», «Красивые рыбки в аквариуме», «Кони пасутся»

4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.Темы занятий: «Девочка в нарядном платье», «Машины едут по улице», «На чем люди ездят», «Лепка фигуры человека в движении», «Мальчик с пальчик».

5. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».Темы занятий: «Лето»,«Осенний лес», «Золотая осень», «Зима», «Зимний пейзаж», «Дети гуляют зимой на участке», «Деревья в инеи», «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой», «Город (село) вечером», «первомайский праздник в городе (селе)».

В результате интегрированной работы по ФЭМП, воспитанники становятся более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основываются на доказательствах, дети становятся более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Четверикова Е.Н.,

преподаватель по изобразительной

деятельности

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *