Версия для слабовидящих
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»МБДОУ Новопортовский детский сад

«Теремок»

Общая информация
Адаптация детей к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

26 января 2018

МБДОУ   «Новопортовский детский сад  комбинированного вида «Теремок»

Консультация

Адаптация детей к условиям детского сада
средствами изобразительной деятельности

Адаптация детей к условиям детского сада  средствами изобразительной деятельности

 Подготовила: педагог дополнительного образования (изодеятельность)

Четверикова.Е.Н. 

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются устоявшиеся взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду, в семье и в дальнейшем – в социуме. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения малышу эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков по ФГОС.

Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей к условиям детского сада. Возрастной период 2-3 лет является сенситивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психо-эмоциональное напряжение, вызывает радость и интерес.

В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте носит эмоциональный, творческий характер. Мы создает для этого все условия: обеспечиваем эмоциональное, образное восприятие действительности, формируем эстетические чувства и представления, развиваем образное мышление и воображение.

На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: обогащается словарь, формируется связная речь в процессе наблюдений и обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному развитию и наглядно-образному мышлению.

Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.В данном возрасте дети с удовольствием занимаются со строительным материалом. На занятиях по конструированию у малышей развиваются: логическое мышление, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус, конструкторские навыки и умения, мелкая моторика.

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что, обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.

Разрабатывая перспективный план, игр, пособий и занятий, мы опирались на труды таких авторов, как Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Полозова Е.В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста», Жукова О.К. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста», Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

В качестве методик мы применили анкетирование родителей и методику наблюдения, предложенную Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степиной «В мире детских эмоций», выделяющих ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на заданные воздействия.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Свое внимание мы направляем на решение следующих задач:

1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие

эмоционального напряжения.

2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.

3. Формирование умения различать и называть цвета.

4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную с педагогом изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина, красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют «Травку для зайчика», «Листочки на деревьях», «Дождик, дождик, кап, кап, кап…», «Выпал беленький снежок…» и так далее. Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.

Изобразительная деятельность детей составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения. Наряду с традиционными наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками, ладонью, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.

Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей младшего дошкольного возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка.

Исследуя данную тему мы пришли к выводу, что изобразительная деятельность способствует снятию эмоционального напряжения в период адаптации детей к условиям детского сада, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.

Список использованной литературы:

1.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж 2010г.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2011г.

3.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2009г.

4.Жердова Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. Ростов - на - Дону 2008.

5.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Москва Мозаика-Синтез 2010г.

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2010г.

 

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *